Множество цветов видны оттого, что объекты, их излучающие, светятся. К таким цветам можно отнести, например, белый свет, цвета на экранах те-
левизора, монитора, кино, слайд-проектора и так далее. Цветов огромное количество, но из них выделено только три, которые считаются основными (первичными): это — красный, зеленый, синий.
При смешении двух основных цветов результирующий цвет осветляется: из смешения красного и зеленого получается желтый, из смешения зеленого и синего получается голубой, синий и красный дают пурпурный. Если смешиваются все три цвета, в результате образуется белый. Такие цвета называются аддитивными.
Модель, в основе которой лежат указанные цвета, носит название цветовой модели RGB — по первым буквам английских слов Red (Красный), Green (Зеленый), Blue (Синий).
Эта модель представляется в виде трехмерной системы координат (рис. 4-7). Каждая координата отражает вклад соответствующей составляющей в конкретный цвет в диапазоне от нуля до максимального значения. В результате получается некий куб, внутри которого и «находятся» все цвета, образуя цветовое пространство.
Рис. 4-7.
Цветовая модель RGB представляется в виде трехмерного графика, у которого нулевая точка — черный цвет
Важно отметить особенные точки и линии этой модели.
• Начало координат: в этой точке все составляющие равны нулю, излучение отсутствует, а это равносильно темноте, т. е. это — точка черного цвета.
• Точка, ближайшая к зрителю: в этой точке все составляющие имеют максимальное значение, что дает белый цвет.
• На линии, соединяющей эти точки (по диагонали куба), располагаются серые оттенки: от черного до белого. Это происходит потому, что все три составляющих одинаковы и располагаются в диапазоне от нуля до максимального значения. Этот диапазон иначе называют серой шкалой (Grayscale). В компьютерных технологиях сейчас чаще всего используются 256 градаций (оттенков) серого. Хотя некоторые сканеры имеют возможность кодировать до 1024 оттенков серого и выше.
• Три вершины куба дают чистые исходные цвета, остальные три отражают двойные смешения исходных цветов.
Увидеть и определить цвета и параметры этой модели можно на палитре Color (Синтез).
Эта модель, конечно, не совсем привычна для художника или дизайнера, но ее необходимо принять и в ней разобраться вследствие того, что с этой моделью работают сканер и экран монитора — два важнейших звена в обработке цветовой информации.